Мир Ножей. - Ножи из напильников
"Нож - не пластина с заточенной кромкой!" (С)

ikary_gendo posting in ru_knife
User: ru_knife (posted by ikary_gendo)
Date: 2011-08-13 23:50
Subject: Ножи из напильников
Security: Public
Tags:ножи, обзоры, разное, сделал вот
Добрый день.
Ножи из углеродистой стали У10, твёрдость по субъективным ощущениям 57-58 HRC. Рез хороший, агрессивный. Перекала нет, ударную нагрузку держат нормально, не выкрашиваются.

Изначально сделано для handmade_faq по просьбе модера, но по ходу оформления поста решил поделиться кому интересно и может оказаться полезным.
Насколько можно назвать мой опыт мастер-классом, не знаю, просто немножко поделюсь опытом.

Для начала понадобятся:
- 2 напильника;
- кусочек текстолита или дерева для накладок и кожа для обмотки;
- точило;
- горелка (муфель, газовая плита);
- наждачная бумага;
- воск (стеарин, но лучше всего карнаубский воск), крем для обуви;
- латунь или нержавейка для заклёпок;
- магнит;
- струбцина (тиски);
- эпоксидная смола, клей для кожи;
- болгарка (опционально).

Итак, для начала нужно провести отжиг сталей чтобы привести их в состояние, близкое к исходному, до заводской обработки. В идеале нужно выдержать сталь в печи и дать стали остыть вместе с плитой. Если есть печь или будете разводить костёр - весьма недурственный вариант. 4-6 часов в жаре, потом дать остыть вместе с углями и можно обрабатывать. Поскольку всё делалось дома, пришлось пойти другим путём и использовать что есть, а именно - газовую плиту. Бытовой газ даёт относительно небольшое количество тепла, и его едва-едва хватает для качественного прогрева заготовки. НО! Всегда можно что-то придумать. Я попросту сделал с помощью двух болтов небольшое возвышение над напильниками, а сверху разместил поверхность, отражающую тепло. Иначе тепло просто будет уходить вверх и должного прогрева не будет. Да и прогревать по большому счёту нужно только часть напильника, где будет клинок и чуть дальше, сантиметров три.



В качестве дефлектора для начала можно поставить чайник и поискать какую-нибудь металлическую пластину.



Очень важен следующий момент - присыпьте прогреваемые участки солью. Если соль плавится - всё хорошо. Если не плавится... в общем, лучше, чтобы плавилась.



После нахождения пластины, убираем с плиты закипевший чайник и завариваем чай.



Заглядываем под пластину: цвет заготовки ровный, соль плавится? Значит всё хорошо. Оставляем всё это дело хотя бы часа на три и идём заниматься своими делами. Через искомое время прикручиваем газ на четверть, через полчаса ещё на четверть и т.д. Даём охладиться своим ходом. Можно, конечно и без этой тягомотины, но при таком подходе можно просто взять на рынке нож-китаец, дабы не тратить лишнего времени.
Затем идём в мастерскую.



И отрезаем, отсекаем, вырезаем лишнее.



Придаём базовую форму.



В ноже, предназначенном для накладного монтажа прорезаем паз для заклёпок.



Если у вас получится просверлить - отлично, но те свёрла, которые продают у нас попросту "лижут" эту сталь. Спуски и форму придавайте любые, по желанию. Но не сводите.
Следующий этап - закалка. Здесь тоже есть пара важных моментов:
- не ориентируйтесь на свечение метала, его видимость вполне меняется в зависимости от освещения;
- точкой закалочной температуры будет тот момент, при котором клинок перестанет магнититься. Равномерно прогреваем клин до однотонного свечения по всей длине; рукоять можно не прогревать, не дальше трёх сантиметром за линию клинка. Как только клин перестал реагировать на магнит, прогреваем ещё пару минут, стараясь не перегревать заготовку существенно выше того цвета, на котором ушли магнитные свойства. При остывании сталь снова начнёт магнититься.
Внимательно и аккуратно прогреваем заготовки, рядышком держим посуду с водой - на воздухе плоские заготовки довольно быстро теряют температуру, так что действовать нужно оперативно. К тому же, придётся работать с открытым огнём, соблюдайте технику безопасности.



Итак, нагреваем до потери магнитных свойств, выдерживаем две минуты и резко окунаем в воду. Если всё было сделано правильно - сразу после закалки клинки смогут без проблем и достаточно грубо царапать стекло.



После закалки нужно провести отпуск, твёрдость немного понизится, но сталь не будет выкрашиваться. Клинок без отпуска будет резать очень агрессивно, стекло будет драть без проблем, но ценой этому будет высока хрупкость. Если не убрать остаточные внутренние напряжения после закалки, режущая кромка будет выкрашиваться при работе с кожей, деревом, стоит только прижать покрепче.
Процедура отпуска не представляет из себя ничего военного - просто кладём в духовку, прогреваем до 180-200 градусов по Цельсию, выдерживаем 1,5-2 часа и даём остыть вместе с духовкой.
Теперь можно смело доводить клинки до чистового вида. Обдираем на точиле, шлифуем наждачной бумагой, вулканитовыми кругами, войлоком, стальными щётками, в общем имеющими средствами доводим заготовки до ножного вида. Можно, конечно, проводить закалку и отпуск на близком к чистовому клинку, но обезуглероженный слой на поверхности клинка (0,1-0,3мм) будет безбожно царапаться, забиваться и ржаветь. Да и на режущих свойствах скажется не лучшим образом.



Особо не усердствуем - всё равно нож будет травиться, просто приводим поверхность в аккуратное, ровное и гладкое состояние. Полировать бессмысленно, только травлению мешать будет, просто доводим до нужного уровня чистоты.
Для накладного монтажа вырезаем пару накладок и сверлим в них отверстия для заклёпок.



Дальше просто приклёпываем, предварительно промазав и залив отверстия эпоксидной смолой. И не допускайте моих ошибок: в процессе работы я глянул что накладки сидят ровно, без зазоров и оставил смолу застывать как есть, не зажав накладки в тисках или струбциной; в итоге при полимеризации одну из накладок повело. Поставь я посредине ещё одну заклёпку, этого бы не случилось. Но хотелось ведь сделать покрасивее, оставить центральную часть для художественных встравочек. После того, как смола застынет, грубенько обдираем накладки и протравливаем оба ножа в хлорном железе до матово-серого цвета. Оксидная плёнка, получаемая при травлении может служить неплохой защитой от коррозии. За неимением хлорного железа (продаётся в радио-магазинах), можно травить в уксусе, лимонном соке, спрайте (только газ выпустить надо) а то и вовсе в перемолотом на мясорубке очищенном картофеле. Важным пунктом травления является чистота заготовки, иначе грязных разводов и отпечатков пальцев не избежать.
Пока смола полимеризируется, занимаемся обмоткой. Ту всё просто – вырезаем полоску кожи длиной с полметра, смазываем внутреннюю сторону и рукоять клеем для кожи и мотаем. Для начала, правда, я бы советовал накинуть обмотку без клея, посмотреть как всё сидит, а потом уже и мотать начисто, с клеем.



Если всё хорошо, вполне можно прикрепить из той же кожи темлячный шнур с бусиной.



Тем временем и эпоксидная смола застыла. Идём в мастерскую и снова обдираем лишнее. Смотрим на спинку, расстраиваемся:



Пробуем постучать рукоятью о стол, деревянную чурочку. Если сидит хорошо, плотно, добавляем декор и шлифуем меленькой наждачкой.







Дальше берёмся за воски и кремы.
Нож с накладками просто натираем до равномерно блеска, аккуратно прогреваем феном (при перегреве эпоксидка может свободно отскочить от любого материала из-за разницы линейных расширений). Натираем тряпочкой, радуемся.
любая кожа нуждается в защите, так что берём обувной крем и натираем кожу до однородной поверхности. После этого прогреваем феном (можно обычным для волос) до полного впитывания крема и протираем начисто салфетками или ненужной чистой тряпочкой.



Аккуратно затачиваем ножи. Лучше вручную - царапины на спусках не так страшны как возможный перегрев при неумелой заточке на точиле. Подправляем заточку мусатом и, если всё удалось, радуемся.



И получаем на выходе таких вот маленьких красавцев.



Всё вышесказанное - сугубое имхо, не претендующее на мнение последней инстанции. Если хотя бы одному человеку пригодится , значит не зря день потратил.

С наилучшими пожеланиями, Виктор.
Post A Comment | 66 Comments | Поделиться | Ссылка






Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
leon_spb67
User: leon_spb67
Date: 2011-08-13 21:13 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо!
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-13 21:33 none (UTC)
Subject: (без темы)
Пожалуйста)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



zbakk
User: zbakkin
Date: 2011-08-13 21:27 none (UTC)
Subject: (без темы)
идея с конфоркой - интересно)

но вот короткому обмотку можно было аккуратнее сделать. но это уже имхо и цепляюсь)
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-13 21:43 none (UTC)
Subject: (без темы)
Обмотку не только можно было, но нужно делать аккуратней. Но с ней есть как минимум один камень преткновения - при прогреве кожа зачастую сбегается, а полосу я резал по краю, там ещё и толщина неравномерная. Ну да эт так, отмазки, пожалуй. Вот то, что с заступом на обухе под обмотку прогадал - эт намного хуже, хоть жить и не мешает.
Кстати, забыл сказать: чтобы после термообработки с кремом или воском края кожаной полосы не выпирали, не мозолили, можно пройтись горячим утюгом. Результат хороший, да и кожа более гладкая становится. Главное чтобы дамы, если это их утюг, не видели происходящего, иначе... Или воспользуйтесь старым, не очень нужным утюгом.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: trailmax
Date: 2011-08-13 21:41 none (UTC)
Subject: (без темы)
Очень клево!
Как разделаюсь с диссером, что-нибудь подобное точно сделаю )
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-13 21:44 none (UTC)
Subject: (без темы)
Ух! Это страшное слово "дисер". Желаю удачи и с ним и с ножами)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



bazker
User: bazker
Date: 2011-08-13 22:08 none (UTC)
Subject: (без темы)
Кльово. Хотя, конечно, искусство ради искусства.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-13 22:27 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо.
Насчёт искусства ради искусства, пожалуй, готов поспорить - делал такие ножи друзьям, занимающимся у себя на работе системами безопасности и комп. железячьем. Для снятия обмотки, подковырнуть чего по мелочи - весьма и весьма. Тем более, что поправить, если что можно об донышко любой кружки. Так же брали такие ножи для работы с кожей (правда по форме клина ближе к классическому "косячку"), жалоб не поступало. И это из примеров последних 3-4 месяцев. Со своими практическими задачам они справляются хорошо, а это уже не декоративное искусство.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



tvoi_ded
User: tvoi_ded
Date: 2011-08-13 22:43 none (UTC)
Subject: (без темы)
о, очень интересно, даже самому захотелось попробовать) спасибо!
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-13 22:58 none (UTC)
Subject: (без темы)
Всегда пожалуйста)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



megabist
User: megabist
Date: 2011-08-13 22:50 none (UTC)
Subject: Текстолит
Подскажите, где вы такого текстолита добыли?
Потому как он мне кажется жутко хорош на рукояти. А вот найти такого сам не могу =(
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



megabist
User: megabist
Date: 2011-08-13 22:51 none (UTC)
Subject: Re: Текстолит
И, да, спасибо за статейку, вмемориз =)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



ondatr
User: karaul_family
Date: 2011-08-13 23:12 none (UTC)
Subject: (без темы)
просто ру кайф какое-то. Спасибо!
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 11:02 none (UTC)
Subject: (без темы)
Благодарю)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



kuznec_d_k
User: kuznec_d_k
Date: 2011-08-14 03:31 none (UTC)
Subject: (без темы)
Толково.

Да, напильники лучше искать советских времен (у10,у12,у13, как повезёт). Современного производства - часто бывают цементованные - поверхность науглерожена на 1мм в глубину, дальше - низкоуглеродистая сталь.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 10:52 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо, что напомнили о происхождении заготовок, это действительно важно.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



abram: Пластилин
User: abram
Date: 2011-08-14 04:22 none (UTC)
Subject: (без темы)
Keyword:Пластилин
Виктор, Вы не только мастер, но и отличный рассказчик. Читал Ваш пост одним духом. СПАСИБО.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 10:52 none (UTC)
Subject: (без темы)
Благодарю, не ожидал)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



helgi2008
User: helgi2008
Date: 2011-08-14 07:28 none (UTC)
Subject: (без темы)
Почему Вы для закалки использовали воду? Качество процесса повышается, если использовать масло. Закалка водой очень специфическая, например под душем или тоненькой струйкой на режущую кромку. Целиком изделие калить лучше в масле. Я применял автомобильную отработку.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 11:01 none (UTC)
Subject: (без темы)
Согласен, масло даёт более мягкую закалку, но:
- так указано в справочниках по ТО - закалка на воду, отпуск при 180 градусах;
- вонь стоит крепкая и если калить дома, в безветрие на минеральное масло, домашние попросту возненавидят;
- ведро воды зачастую проще организовать, чем хотя бы пол литра масла, да и дешевле;
- калить лучше всё-таки целиком в крупном объёме воды, а то ведь заготовка и треснуть может.
Кстати, ещё одна мелкая хитрость, забыл сказать ибо для себя уже привычно. Народ, который работает с длинномерами (мечами всякими и т.п.) при закалке на воду делает в бочке такой себе водоворот - калит не на стоячую а на "раскрученную" воду. Ну и вставлять клинок, ясное дело надо так, чтобы он рассекал поток, а не упирался в него. В итоге "поровую рубашку" из-за которой частенько возникают бока попросту смывает проточной водой. Закалка получается лучше, ровнее.
На отработку тоже можно, но если указано "на воду" для этой стали, то, пожалуй, лучше на воду.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



funtoomass: гномиг
User: funtoomass
Date: 2011-08-14 08:26 none (UTC)
Subject: (без темы)
Keyword:гномиг
Спасибо
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 11:01 none (UTC)
Subject: (без темы)
И Вам спасибо)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



makan
User: makan
Date: 2011-08-14 10:08 none (UTC)
Subject: (без темы)
красота!
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 11:02 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо, но надо всё-таки делать лучше)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



ORA-00600
User: ping_f
Date: 2011-08-14 13:18 none (UTC)
Subject: (без темы)
Офигенно стильный напильник получился.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 22:24 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо на добром слове)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



DikiyMan
User: dikiyman
Date: 2011-08-14 15:45 none (UTC)
Subject: (без темы)
респект за подробный отчет.

только оцинкованные болты нагревать на пламени плиты в жилом помещении - идея хреновая, ибо цинк при нагревании выделяет не помню, что, но довольно ядовитое.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 22:25 none (UTC)
Subject: (без темы)
Вот так вот! Век живи, век учись. Спасибо, что предупредили, учту.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



DeLife: stalker
User: xosh
Date: 2011-08-14 20:11 none (UTC)
Subject: (без темы)
Keyword:stalker
Отличная инструкция! И ножи на мой взгляд красивы.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-14 22:26 none (UTC)
Subject: (без темы)
Благодарю, приятно, что понравились)
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



accodata: SD
User: accodata
Date: 2011-08-15 04:01 none (UTC)
Subject: (без темы)
Keyword:SD
щас попробуем=)))

Спасибо за обзор!!!
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-15 06:26 none (UTC)
Subject: (без темы)
И Вам спасибо) По возможности поделитесь фотографиями - интересно всё же.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Das un Ummez
User: xmara
Date: 2011-08-15 10:15 none (UTC)
Subject: (без темы)
напильник-горн-наковальня!
=)
Хотя тут хороший наколеночный вариант, но после опробования наковальни тянет к ней обратно с неимоверною силою.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



nightblade_
User: nightblade_
Date: 2011-08-16 17:03 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо за интересный рассказ.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-08-17 01:15 none (UTC)
Subject: (без темы)
Пожалуйста. Рад, что рассказ понравился.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-11-01 20:55 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо за тёплый отзыв.
И извините за поздний ответ.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: (Анонимно)
Date: 2011-11-01 18:17 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо! И статья и коменты очень помогли "включиться в тему"
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2011-11-01 20:55 none (UTC)
Subject: (без темы)
Всегда пожалуйста.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



babahkabum
User: babahkabum
Date: 2012-04-19 04:46 none (UTC)
Subject: (без темы)
Спасибо! Очень подробно, понятно и результат замечательный.
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: (Анонимно)
Date: 2012-04-25 10:57 none (UTC)
Subject: (без темы)
Добрый день. Подскажите, не хрупкий ли получился нож? не сломается ли при броске например?
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2012-04-25 14:00 none (UTC)
Subject: (без темы)
Добрый день.
Для начала нужно разделить мух и котлеты - метательные ножи это одно дело, ножи для реза - другое. И разница у них идёт по всем пунктам от геометрии до термообработки. Для того, чтобы клинок не был хрупким калить надо с умом и обязательно проводить отпуск. Для всех типов сталей существуют свои нормы, традиции термообработки, в данном случае и для конкретно такого типа сталей термообработку я провёл максимально приближенно к канонам, результат вполне приятный.
Для металок закалка будет более щадящая, да и отпуск при более высоких температурах - для них важна общая стойкость к ударным нагрузкам, а не на РК.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: (Анонимно)
Date: 2012-05-08 06:43 none (UTC)
Subject: (без темы)
Добрый день. Вот решил на выходных сделать по вашему примеру нож из напильника. Откопал в гараже парочку старых, дома закалю, на работе доделаю. Есть вопрос, стоит ли травить клинок?
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2012-05-08 06:49 none (UTC)
Subject: (без темы)
Добрый день.
Если нож предполагается сугубо рабочий и наличие возможной коррозии не приводит в ужас - полируйте, тем более, что углеродка полируется достаточно легко. Единственное, что действительно очень хорошо спасает от коррозии - регулярная работа. Даже если нож со временем и потемнеет как ему вздумается, рыжина выступать не будет. А в остальном - дело сугубо личное, вполне можете попробовать и так, и иначе.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка | Развернуть



User: ext_1198542
Date: 2012-05-11 10:39 none (UTC)
Subject: (без темы)
добрый день! Вот попробовал дома воссоздать содеянное вами )) на газу в течении 2.5 часов напильники даже не покраснели, соль не расплавилась ((( хотя напор газа был на полную ((
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



User: ext_1198542
Date: 2012-05-11 10:42 none (UTC)
Subject: (без темы)
единственная польза, это согретый чай )))
Ответить | Ветвь дискуссии | Ссылка



ikary_gendo
User: ikary_gendo
Date: 2012-05-14 05:01 none (UTC)
Subject: (без темы)
Не единственная - как ни крути, а хотя бы отпуск сделать получилось на пару с минимальным отжигом. Единственное, что я бы дополнительно посоветовал - прогреть до температуры плавления соли (потери магнитной способности) и дать остыть своим ходом на воздухе перед слесарной обработкой и после, т.е. дважды. Но это в идеале, а так - дерзайте, из хорошей инструменталки вряд ли можно умудриться сделать плохой нож.
Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии | Ссылка



Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
browse
my journal
Декабрь 2014